Здоровье

Стресс в преддверии учебного года и его последствия

Стресс в преддверии учебного года и его последствия

Начало учебного сезона – волнующее событие как для школьников, так и для студентов, однако адаптироваться к новому активному режиму после летних месяцев отдыха может быть непросто. В преддверии академического года компания Санофи, следуя своей цели – постигать чудеса науки для улучшения жизни людей, призывает обращать особое внимание на симптомы стресса у детей и молодых людей и своевременно принимать профилактические меры.

Во время учебы не все дети легко справляются с новыми обязанностями и нагрузками, так как каждый ребенок обладает собственными психофизическими особенностями. По данным комплексных исследований, от 70% до 100% детей испытывают в школе тревожность, включая неуверенность в самовыражении, волнения перед проверками знаний, переживания из-за отношений с учителями и сверстниками [1]. При этом высокий уровень тревожности испытывают от 26,5% до 48% школьников. Среди первоклассников высокая тревожность наблюдается почти у половины из них, во втором классе этот показатель немного снижается, до 32,8%, и снова повышается до 55,2% к третьему году обучения [1].

 

Чем опасна тревожность у детей и молодых людей? Во-первых, она влияет на успеваемость: у тех, кто более подвержен стрессам, по сравнению с эмоционально устойчивыми сверстниками, объем памяти, скорость восприятия и переработки информации значительно ниже [1]. Во-вторых, такие учащиеся медленнее адаптируются к обучению, чаще болеют ОРВИ [1], у них могут наблюдаться нарушения сна, судороги, абдоминальные и головные боли, проблемы в работе желудочно-кишечного тракта [2].  

 

Куаныш Оспанов, генеральный менеджер по Центральной Азии бизнес-подразделения безрецептурных препаратов и товаров для здоровья отмечает:

 

«Начало учебного года – это достаточно интенсивное и напряженное время, а сохранение внутреннего спокойствия – непростая, но важная задача, поскольку стрессовые состояния могут негативно влиять как на общее самочувствие, так и на отдельные системы организма. К примеру, у детей в ходе учебного процесса больше всего загружены зрительная, сердечно-сосудистая и центральная нервная системы, и именно они находятся в зоне риска развития патологий, вызванных эмоциональным напряжением. Так, например, по данным исследования, проведенного в России Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, за первый учебный год показатель сниженного зрения у детей, испытывающих тревожность, увеличивается в 2 раза, в то время как у детей с нормальным уровнем тревожности зрение не ухудшается. По этой причине компания Санофи считает особенно важным соблюдение мер профилактики, чтобы нивелировать последствия стресса в периоды наибольшего эмоционального напряжения».

 

Каким образом можно контролировать и предотвращать влияние стресса на физическое и ментальное здоровье учащихся? По данным исследования, проведенного среди студентов, в период поступления в вуз повышается уровень ситуативной и личностной тревожности, те же самые показатели отличаются у студентов с дефицитом и нормальным уровнем магния в организме – 63% против 11% соответственно [3].

 

Еще одно исследование, проведенное среди студентов, показало, что у молодых людей, принимающих магнийсодержащие препараты, несмотря на нарастающее напряжение в учебе и подготовку к сессиям, уровень стресса не меняется, в сравнении с группой испытуемых, которые такие препараты не принимали [4]. Ухудшение в состоянии студентов с дефицитом магния сопровождается признаками психологического истощения: эмоциональной напряженностью, снижением общего самочувствия, нарастанием чувства тревоги, признаками депрессии и нарушениями сна [5]. Даже у здоровых людей, с нормальным содержанием магния в организме, при мощном стрессе уже на следующие сутки отмечается дефицит этого микроэлемента [5]. Это, в свою очередь, вызывает слабость, повышенную утомляемость и подавленное настроение [5].

 

Дефицит магния часто сопровождает стрессовые состояния человека. Устойчивость организма к эмоциональному напряжению возрастает, если обеспечивается суточная потребность в магнии [5]. Наибольшей биодоступностью, а значит, и эффективностью обладает форма цитрата магния, которая используется в большинстве магнийсодержащих препаратов [5]. Своевременная коррекция дефицита магния способна увеличить сопротивляемость организма, смягчить повреждающее действие стрессоров, а также служит профилактикой патологий, вызываемых хроническим стрессом [6]. При этом этот микроэлемент действует и на эмоциональные, и на физические проявления стресса, не только снимая симптомы, но и повышая стрессоустойчивость организма [7,8].

 

Для поддержания своего эмоционального состояния специалисты также советуют соблюдать рекомендации: контролировать режим сна, стараясь поддерживать непрерывный ночной сон, отдавать предпочтение частому и дробному употреблению здоровой пищи с содержанием витаминов и микроэлементов, а также уделять время физической активности с регулярными тренировками умеренной и интенсивной нагрузки [1].

 

Сохранение эмоционального благополучия является залогом нормальной работы всего организма. Поэтому наша компания считает особенно важным обращать внимание на симптомы стресса, преимущественно в периоды наибольшего напряжения, такие, как начало учебного года. Следование рекомендациям специалистов здравоохранения, а также прием, при наличии к этому показаний, препаратов, содержащих цитрат магния, поможет вам снять симптомы стресса, а также повысить стрессоустойчивость организма [7,8]. 

 

 

Список источников:

 

  1. В.А. Гуров. Тревожность и здоровье младших школьников // Журнал «Вестник ТГПУ». – 2009 г. – УДК 371: 616. – с.57-59
  2. Сас Е.И. «Запор как проблема мировой цивилизации» // Журнал «Медицинский совет». – 2010 г. – №7-8. – с.90-92
  3. И.С. Вяткина. Дефицит магния и показатели тревожности у девушек-студенток /A.В. Лабыгина, Л.В. Сутурина, Л.Ж. Коваль, Л.M. Лазареа // Журнал «Репродуктивное здоровье детей и подростков». – 2014 г. – №2. – с.95-98
  4.  О.А. Громова. Влияние препарата Магне B6 на параметры стресса и когнитивную функцию при высоких психо-эмоциональных нагрузках. / А.Г. Калачева, Т.Е. Сатарина, Т.Р. Гришина, Ю.В. Микадзе, И.Ю. Торшин, К.В. Рудаков // Журнал «Трудный пациент». – 2008 г. – №12, том 6. – с.54-58
  5. Е.С. Акарачкова. Основы терапии и профилактики стресса и его последствий у детей и подростков / С.В. Вершинина, О.В. Котова, И.В. Рябоконь // Журнал «Вопросы современной педиатрии» – 2013 г. – №3, том 12. – с.38-42
  6. И.Н. Захарова. Стресс и стресс-индуцированные расстройства у детей / Т.М. Творогова, И.И. Пшеничникова, В.И. Свинцицкая, Л.Л. Степурина // Журнал «Медицинский совет». – 2018 г. – №11. – с.110-112
  7. Акарачкова Е. С. Стрессоустойчивость и дефицит магния у женщин. Проблемы женского здоровья. 2007; 3(2): 5–10.
  8. Воробьева О.В., Акарачкова Е.С. Магне В6: Опыт 5-летнего клинического применения в неврологической и терапевтической практике. Фарматека. 2008; 20: 73-80.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.