Курс валют Финансы

“Как работает современный коллекторский рынок Казахстана “

Об этом рассказала и.о. председателя ОЮЛ «Национальная палата коллекторов Казахстана» Назгуль Естеусизова

02.09.2022 · 08:30 2478 Share Share Share Tweet Share

"Как работает современный коллекторский рынок Казахстана "

Угрозы, постоянные звонки, выламывание дверей… Многие представляют себе такую картину при слове «коллектор». Однако современный коллекторский рынок изменился и давно работает в правовом поле. Специалисты используют цивилизованные и, что важно, прописанные в законе методы работы с должниками.

Рынок банковских проблемных кредитов с просрочкой 60 дней+, по данным Нацбанка, оценивается более чем в 850 млрд тенге. 769,7 млрд тенге из них приходится на займы с задолженностью 90+, объем просроченных кредитов со сроком более 60 дней – 87,4 млрд. В МФО микрокредиты с NPL 90+ превышают 60 млрд тенге, размер проблемной задолженности 60+ – более 15 млрд тенге.

Несмотря на постоянный прирост задолженности населения, проблемы с безнадежными кредитами так и остаются нерешенными. На фоне этого развитие и расширение коллекторского сегмента становится рыночной необходимостью.

Как развивается коллекторский рынок?

По данным Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), на август 2022 года в реестр действующих коллекторских агентств, прошедших регистрацию, входит 182 организации. Все они находятся под контролем АРРФР.

Коллекторы работают исключительно в рамках Закона «О коллекторской деятельности», принятого пять лет назад. Закон строго ограничивает возможности агентств в части работы с должниками.

С 2018 года работает ОЮЛ в форме союза «Национальная палата коллекторов Казахстана», куда входит более 50 агентств. Палата занимается развитием цивилизованного рынка коллекторских услуг, разрешает спорные ситуации, возникающие между коллекторами и заемщиками, выступает площадкой, через которую коллекторской рынок может «достучаться» до регулятора и озвучить актуальные вопросы.

«За время работы палаты мы провели большую работу по формированию стандартов и требований к агентствам. Установлены единые правила деятельности, утвержден Типовой кодекс профессиональной этики работника коллекторского агентства, – поделилась Назгуль Естеусизова, и.о. председателя ОЮЛ в форме союза «Национальная палата коллекторов Казахстана».

Почему не нужно «прятаться» от коллекторов?

Спикер отмечает, что нередко заемщики «скрываются» от кредиторов. Но такая тактика рано или поздно приводит к серьезным проблемам с государством. Заемщик может лишиться возможности покидать страну и потерять доступ к любым финансовым услугам.

 «Миссия коллекторского рынка – объяснить должникам, почему важно погашать кредиты и не скрываться от коллекторов. Ведь от государства нельзя спрятаться, рано или поздно кредитор будет вынужден передать дело задолжника на исполнительное производство. Поэтому мы предлагаем гражданам не избегать коллекторов, а сотрудничать с ними», – прокомментировала Назгуль Естеусизова.

Какие права есть у коллекторов?

Она добавила, что нынешний коллекторский рынок не имеет ничего общего со «страшилками» из 90-х. Цель сотрудников агентств – не запугать должников, а помочь им решить финансовые проблемы.

«Для нас важно объяснить населению, что коллекторские агентства работают цивилизованно, в рамках закона. Сотрудники агентств не «выбивают долги». Это обычные люди, которые выполняют свою работу и хотят помочь должнику не доводить дело до суда», – говорит Назгуль Естеусизова.

Так, коллекторы имеют право связываться по телефону с должником не более трех раз в период с 8:00 до 21:00 в будние дни. Во время телефонного или личного разговора сотрудник обязан сообщить название коллекторского агентства, представиться и назвать ФИО должника. Законом запрещается совершать противоправные действия в отношении должника, требовать погашения долга, оскорбляя или шантажируя.

НПКК следит за тем, чтобы заемщики могли защитить свои права и пожаловаться на недобросовестных коллекторов. С этой целью создан республиканский проект «stop-collector.kz».

«Проект нацелен на разрешение конфликтных ситуаций с агентствами в пользу должника. В регионах и областях, где люди малоинформированы о своих правах, мы распространяем специальные QR-коды, ведущие на сайт stop-collector.kz. Это дает возможность гражданам получить необходимую помощь и консультацию, а также разрешить проблему», – пояснил руководитель НПКК.

С начала года благодаря проекту рассмотрено 5 421 из 5 563 поступивших от граждан заявлений. Основная проблема, с которой обращаются должники – отсутствие возможности погасить сумму долга одним платежом.

В ближайших планах палаты и рынка – активно проводить информационно-разъяснительную работу с населением, чтобы указать на все риски, связанные с отказом погашать кредиты.

«Мы ожидаем принятия закона о банкротстве физических лиц и видим, что многие должники ждут его, чтобы заявить о своей несостоятельности. Но не каждый понимает последствия такого решения. Наша задача – показать все возможные риски и развеять мифы о списании долгов», – заключила Назгуль Естеусизова.

Материал принадлежит Новостному порталу Капитал

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.