Оптимизировать все бизнес-процессы входа на рынок лекарственных средств предлагает АЗРК

Оптимизировать все бизнес-процессы входа на рынок лекарственных средств предлагает АЗРК

В 2022 году медпрепараты в стране показали рост в 13,3%. Больше всего удорожание коснулось жителей Алматы (17,5%), а меньше всего – Кызылординской области (8,9%),

«Благодаря регулированию цен на лекарства, несмотря на резкое повышение спроса из-за сезонности продаж, а также ежегодной инфляции, цены на лекарства удается сдерживать на оптимальном уровне. Даже в случае повышения цены завода-производителя установление предельных цен на лекарства позволяет предотвратить необоснованное завышение розничных цен. Такой подход позволил удерживать на одном уровне расходы государства в сфере здравоохранение и осуществлять эффективное планирование государственных затрат. Но сама процедура формирования предельных цен на медицинские и лекарственные препараты остается забюрократизированной и не прозрачной, как для госорганов, так и для бизнеса», — отмечает директор департамента финансовых рынков и иных отраслей АЗРК РК Мира Туякбаева. — Это связано с тем, что присутствуют факторы, позволяющие поставщикам завысить цены при их регистрации, так как невозможно перепроверить расходы при регистрации цены на лекарства, которые подает заявитель: нет расчетов по маркетинговым, транспортным, таможенным расходам и прочее».

«Данные экспертной организации, которые предоставляет заявитель, не перепроверяются. Просто есть ответственность за предоставление достоверной информации. В связи с этим мы предлагаем оцифровать процесс и интегрировать с уже имеющимися информационными системами КГД и таможни. В результате по некоторым лекарственным препаратам мы сможем устранить необоснованное завышение цен, что может снизить стоимость для потребителя», – пояснила Мира Туякбаева.

Для бизнеса процесс регистрации лекарств является долгим, сложным и бюрократичным. Он занимает от трех до пяти лет для того, чтобы завести в Казахстан новый препарат. Причиной является то, что сроки рассмотрения не оговорены или нарушаются. Также имеются случаи, когда после согласования всех этапов согласования, препарат все равно не допускается на рынок. С другой стороны, множество вопросов поднимается представителями бизнеса по срокам утверждения предельных цен, некорректного формирования предельных цен на лекарственные средства, затяжному периоду первичной регистрации цен на новые препараты. В Агентство на систематической основе поступают жалобы от субъектов предпринимательства на бюрократические барьеры со стороны Национального центра экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Это нарушение сроков оказания услуг при рассмотрении документов, замечания заявителем даются неоднократно, не выполняется референтное ценообразование, цены референтных стран не перепроверяются, информацию берут от заявителей, сравнение данных с инвойсами и ценами производителей, курсовая разница выполняются с ошибками. Утверждение цен приказов по предельным ценам постоянно происходит с опозданием на несколько месяцев.

«Все это замедляет процесс выхода препаратов на рынок и увеличивает затраты. К примеру, сейчас в аптечной сети отсутствует корвалол из-за недавних срывов поставок с Украины, а в это время отечественный товаропроизводитель, имея регистрацию на руках, не может поставить на рынок этот же препарат, из-за отсутствия утвержденной предельной цены. По этой же причине местные исполнительные органы с начала года не могут провести конкурсные процедуры по закупу бесплатных лекарств на уже выделенные средства местного бюджета», – подчеркивает представитель АЗРК.

В связи с этим предложено оцифровать регистрацию, перевести в формат госуслуги методом "Единого окна" с оптимизацией всех бизнес-процессов входа на рынок лекарственных средств. Тогда бизнес сможет отслеживать процедуру регистрации, формирования цен. Сроки будут регламентированы и четко соблюдаться.

 

 

Related Posts

Добавить комментарий