Здоровье

Мажилис Парламента РК рассматривает законопроект по дерегулированию цен на лекарства для оптовой и розничной реализации

Мажилис Парламента РК рассматривает законопроект по дерегулированию цен на лекарства для оптовой и розничной реализации

Заместитель генерального директора НЦЭЛС и МИ Ержан Жунисов рассказал, как формируются цены на лекарства в Казахстане. Он отметил, что в настоящее время в Мажилисе Парламента РК на рассмотрении находится законопроект, инициированный Агентством по защите и развитию конкуренции по дерегулированию цен на лекарства для оптовой и розничной реализации. В рамках законопроекта предполагается, что уполномоченным органом будет формироваться список лекарственных средств, подлежащих регулированию цен, исходя из количества торговых наименований и количества производителей в рамках одного международного непатентованного наименования лекарства, для соблюдения принципов конкуренции на рынке.

«В Казахстане государство определяет политику ценового регулирования, основываясь на мировом опыте. В республике, как и в странах Европы, осуществляется внешнее референтное ценообразование, утверждается и формат расчета предельных цен. Впервые в Казахстане предельные цены на лекарственные средства для оптовой и розничной реализации были утверждены в июле 2019 года. Установление предельных цен позволяет не допускать значительного разброса и разницы цен на одно и то же лекарственное средство, как в регионах, так и между розничными аптеками независимо от волатильности курса тенге и сезонности», – отметил заместитель директора центра.

На сегодняшний день действуют Правила регулирования, формирования предельных цен и наценки на лекарственные средства, а также медицинские изделия в рамках ГОБМП и ОСМС, утвержденные приказом министра здравоохранения РК.

«Необходимо отметить, что при разработке Правил на встречах специальной рабочей группы, сформированной приказом Министерства здравоохранения, проводились неоднократные их обсуждения. В состав этой группы входили представители ассоциаций фармацевтической деятельности, НПП «Атамекен». Кроме того, во избежание нарушения законодательства и необоснованного завышения цен на лекарства при разработке проекта Правил были учтены рекомендации Генеральной прокуратуры», – уточнил Ержан Жунисов.

Стоит отметить, что в Казахстане в целях исключения необоснованного и искусственного завышения цен на лекарства предусмотрен и ряд других превентивных инструментов. «Это предоставление контракта, где указана цена закупа лекарственного средства, референтное ценообразование – сравнение цен производителя в других странах, схожих по макроэкономическим показателям. Также учитываются ввозные цены, расходы на оценку качества, таможенные расходы, транспортные расходы, расходы на маркетинг. Используется регрессивная шкала наценок для оптовой реализации – до 21%, и для розничной реализации – до 55%, в зависимости от цены лекарства. Данная шкала предусмотрена для увеличения и сохранения на рынке лекарств с низкой стоимостью. Предусмотрены нормы по проведению индексации предельных цен на лекарства с учетом факторов девальвации тенге и инфляции», – подчеркнул спикер.

Помимо этого, в целях исключения коррупционных рисков и контактов с заявителями запущен портал для подачи заявок в электронном виде по принципу «одного окна». Стоит напомнить, что за превышение установленных предельных цен на лекарственные средства предусмотрена административная ответственность по статье 426 Кодекса РК об административных правонарушениях.

«В целом, на повышение цен влияют также такие факторы, как повышение цены у завода-производителя, курса иностранных валют, ежегодная инфляция, а также пандемия коронавирусной инфекции, из-за которой по всему миру повысился спрос на лекарственные средства», – объяснил Ержан Жунисов.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *